Перенос изображений на твердые ровные поверхности
Способов переноса изображений и надписей, распечатанных на принтере, существует великое множество. К такому выводу я пришел в процессе изучения данной темы по статьям и видеороликам в интернете. Значительная часть этих способов оказалась вполне рабочей, а часть давала непредсказуемый или просто неудовлетворительный результат. В подавляющем большинстве случаев требовалась значительная сноровка при выполнении работы, наличие специальных материалов и инструментов, либо и то и другое одновременно. Данная статья стала результатом компиляции полученного опыта, а предлагаемый мною метод не нуждается в дорогостоящих материалах и инструментах, дает стабильно хороший результат и не требует выработки особых навыков, помимо тех, которыми и так большинство людей вполне владеет.
Источником изображений может выступать обычный лазерный принтер. Думаю, что сгодится любой лазерный принтер, как монохромный так и цветной. В моем случае - это старенький "Samsung ML-1615". Со струйными принтерами я не экспериментировал в виду отсутствия у меня таковых. С интересом почитаю в комментариях, если кто-то проделает такой эксперимент со своим струйным принтером и отпишется о полученных результатах.
В качестве тестовых поверхностей для переноса изображений я буду использовать: поверхность листового пластика из вспененного ПВХ, поверхность алюминиевого скотча, который можно наклеить на любую ровную поверхность, чем имитировать металл, светлые ABS и PP5 пластики, листовой алюминий и что-нибудь из окрашенных поверхностей, но именно "что-нибудь", т.к. всего многообразия возможных лакокрасочных покрытий мне не охватить.
Используемые материалы |
Веществом, переносящим изображения, будет прозрачный акриловый лак на основе скипидара. Можно использовать и лак на водной основе, но результат может оказаться хуже из-за того, что с некоторыми поверхностями такой лак имеет плохую адгезию и за счет "поверхностного эффекта" собирается в капли. Лак на основе скипидара почти со всеми испытуемыми поверхностями дал хороший результат, кроме того, скипидар, находящийся в составе лака, частично растворяет тонер, делая изображение более контрастным, а текстуру отпечатка более однородной. С другими типами лаков (алкидными, нитро и пр.) я не экспериментировал, оставляю эту возможность Вам и далее в статье приведу способ, которым Ваш лак можно (и даже нужно) будет предварительно испытать, чтобы понять: "как с ним работать".
Для работы понадобится обычная офисная бумага под формат вашего принтера, не обязательно чистая, можно использовать "оборотку" или уже ранее отпечатанную с двух сторон бумагу. Также будут нужны: обычный прозрачный скотч, линейка, ножницы, кисточка с мягкой щетиной (в моем случае - это Пони №3), пластиковая ракель для проглаживания изображений, какой нибудь обезжириватель, не вступающий в реакцию с вашей поверхностью для переноса изображений (например этиловый или изопропиловый спирт) и растворитель для отмывки кисточки (в моем случае это растворитель "Р-4"). Может пригодиться и малярный скотч.
На лист бумаги нужно наклеить прозрачный скотч, в количестве достаточном, для свободного размещения всех переносимых изображений. Если изображений немного, то будет достаточно одной горизонтальной полосы, в противном случае, под верхней полосой скотча придется разместить дополнительные полосы с небольшим зазором в 5-10 мм. Это пожалуй самая сложная часть работы, потому что наклеить скотч нужно так, чтобы он надежно приклеился к бумаге не образовав заломов и пузырей. Если целиком полосу ровно приклеить не удается, то можно наклеить несколько кусков скотча короткими отрезками. С помощью линейки нужно измерить получившиеся отступы от краев листа и между полосами скотча. Эта информация понадобится далее, при подготовке макета страницы на компьютере.
Изготовление этикеток для переноса изображений |
(1 - скриншот из программы "Компас", 2 - скриншот из PDF просмотрщика, 3 - распечатка изображений на скотч, 4 - вырезанные этикетки с изображениями)
Макет страницы можно делать в любой удобной программе, позволяющей создавать нужные Вам изображения и надписи и размещать их в любом месте листа. Неплохо, чтобы программа, также умела отзеркаливать изображения, тогда не придется это делать при распечатке, но это не обязательно. Лично мне, удобно такие макеты страниц делать в "Компасе" и выводить их на печать сперва зеркально, в PDF формате, а уже из PDF файла, "как есть", печатать на принтере. Такая двухэтапная печать не теряет в качестве и позволяет корректировать макет перед окончательной распечаткой на принтере столько раз, сколько понадобится. При печати, нужно отключить в параметрах принтера все режимы, связанные с экономией тонера. Несмотря на то, что печать будет выполняться на поверхность скотча, который по сути является пленкой, в настройках принтера лучше оставить режим "Обычная бумага" или "Плотная бумага", потому что при включении режима печати "Пленка", у большинства принтеров ослабляется подача тонера, а нам это не нужно.
Полученные изображения, ножницами вырезаются из листа. К каждой поучившейся этикетке желательно оставить небольшой "хвостик" из бумаги, за который ее будет в последствии удобно позиционировать при приклеивании, а также отрывать от поверхности, когда лак высохнет.
Приклеивание этикеток к тестовым поверхностям |
Лак наносится кистью на поверхность, в том месте, куда будет переноситься изображение. Выдерживается некоторое время, в течение которого лак становится менее текучим, но все еще достаточно липким (в моем случае - это 7-8 минут), к этому участку прикладывается нужная этикетка с изображением и хорошо приглаживается ракелью. Проглаживать нужно так, чтобы между поверхностью и скотчем не осталось пузырьков воздуха. В таком состоянии все остается на сутки для просушки лака.
Через сутки все этикетки удаляются, при этом изображения полностью переносятся со скотча на поверхность. Так как испарение скипидара из под скотча происходит плохо, то к полученным на поверхностях изображениям лучше не прикасаться, они могут быть еще липкими. Выждав минут пятнадцать, такой участок, можно покрыть слоем защитного лака и оставить еще на пару часов до полного высыхания и основного и защитного слоев. В качестве защитного, можно использовать тот же акриловый лак на основе скипидара, а можно и лак на водной основе. Перенесенное таким способом изображение получается четким, контрастным и достаточно крепким. Оно, в дальнейшем, устойчиво к истиранию и воздействию влаги.
Приклеенные этикетки на первый слой лака |
(Одна из этикеток мною случайно была оторвана почти сразу после приклеивания к ABS пластику. По получившемуся результату видно, что обязательно требуется выдержать время в приклеенном состоянии, чтобы лак пропитал тонер)
Результат перевода изображений на первый слой лака |
(Уверенно хороший результат на ПВХ. Нестабильный, но ближе к хорошему на листовом алюминии, на алюминиевом скотче и на ABS пластике, плохой результат на алкидной краске и пластике PP5)
Подготовка этикеток для наклейки на второй слой лака |
(Возле тех изображений, которые были дополнительно покрыты глянцевым лаком нарисована одна красная точка, а возле тех, что покрыты матовым лаком две точки)
Приклеивание этикеток на второй слой лака
Приклеенные этикетки на второй слой лака |
Отклеивание этикеток от тестовых поверхностей
Результат перевода изображений на второй слой лака |
(При покрытии двумя слоями лака хороший результат на всех испытуемых поверхностях, кроме пластика PP5. К этому пластику плохая адгезия даже у лака на основе скипидара, поэтому изображение отрывается не от скотча, а от самого пластика. По своим свойствам этот пластик похож на полиэтилен, только более термостойкий. На него не действуют ни растворители ни даже ацетон. К такому пластику нужно подбирать другой лак или искать другой метод переноса изображений)
У данного способа также есть ограничение на размер переносимого изображения, связанное с шириной ленты скотча. Данное ограничение можно обойти путем применения специальной пленки для принтеров, продаваемой в канцелярских и компьютерных магазинах, взамен бумаги и скотча. В остальном, описанная технология остается прежней.
Несколько слов о методике тестирования лаков. Покупая лак, нужно обращать внимание на используемый в нем растворитель. Как уже было сказано выше, "водная основа" нежелательна из-за капельного эффекта на не гигроскопичных поверхностях. Так же нужно обратить внимание на "глянцевитость" и "матовость". Глянцевые лаки дают в последствии "зеркальный эффект", который не всегда желателен и потому они плохо подходят для финишного слоя, но вполне годятся для переноса изображений. Испытывать лак можно следующим образом: на тестовую поверхность наносится в один слой лак и сразу к такой поверхности приклеивается первый образец. Через 5 мин приклеивается второй, еще через 5 мин - третий и еще через 5 мин - четвертый. Выждав около часа, пока первый слой лака высохнет, на свободном месте наносится второй слой поверх первого. Через 5 мин приклеивается пятый образец, и так же с интервалом в 5 мин - шестой. Образцы нужно либо предварительно подписать, либо расположить в порядке, удобном для запоминания. Через сутки все образцы снимаются и дается оценка полученному результату. В частности оценивается: требуется ли обязательное нанесение лака в два слоя, а так же качество переноса тонера, в зависимости от времени предварительной сушки лака. У каждого лака могут быть свои оптимальные параметры, в моем случае оказалось, что для ПВХ пластика достаточно одного слоя и предварительной выдержки времени от 5 до 10 мин, а для остальных тестируемых поверхностей, лак было лучше наносить в два слоя с предварительной сушкой первого слоя в 1 час и второго слоя в 10-15 мин.
Тестирование лака для переноса изображений |
(Первое и второе изображения в верхнем ряду слева и изображение буквы "В" в нижнем ряду дополнительно покрывались матовым лаком на водной основе в один слой. На данном фото лучше всего видно, что отсутствуют блики. В реальности отсутствие бликов еще сильнее выражено)
Что делать, если поверхность, на которую нужно переносить изображение - темная? Такую задачу я не решал, но вижу следующие варианты: использовать цветную печать и в частности цвет, который контрастирует с вашим темным фоном, например желтый или красный. При отсутствии возможности цветной печати, можно те участки, на которые будет переноситься изображение локально покрасить в светлый цвет краской или заштриховать белым перманентным маркером. Сформировать такие участки, любой формы, можно с помощью малярного скотча или заранее заготовленного шаблона из плотной бумаги. Так же можно, такие светлые участки нужной формы, сделать из металлического скотча, наклеить такой скотч в нужных местах и перевод изображений выполнить уже на металлизированную поверхность. Если хочется сделать совсем красиво, то можно из жести вырезать шильдик, перенести изображение на шильдик и уже сам шильдик приклеить или прикрутить винтами в нужное место. Ну и наконец, если поверхность на которую предстоит перенос изображений вам все равно предстоит красить, то можно использовать светлый грунт, в местах будущего нанесения надписей, нужно наклеить на грунт малярный скотч, который после полной покраски в нужный Вам темный цвет, затем удалить и перенос изображений выполнить на такие заранее заготовленные светлые участки.
При переносе изображений, для выравнивание переходов между участками, покрытыми лаком и остальной поверхностью, нужно либо всю поверхность в последствии покрывать лаком, либо формировать из малярного скотча "окна" нужной формы вокруг получившихся надписей и изображений, и далее, такие локальные участки покрывать лаком при помощи кисти или аэрозольным способом. Это не устранит видимость переходов, но за счет придания им определенных форм, превратит переходы в элементы дизайна. Клеить малярный скотч можно только на хорошо просушенный лак или краску.
Данный метод переноса изображений, прежде всего, будет полезен при восстановлении "затертых" надписей на приборах и оборудовании,а так же при изготовлении лицевых панелей самодельных приборов и клавиатур.
Комментарии
Отправить комментарий