Реанимация "Денди": перепайка платы, отрисовка схемы

С незапамятных времен у меня в коробке с разным хламом валялась плата от "Денди". Я уже и не вспомню откуда она взялась и кто ее мне отдал, но раз она там очутилась, значит отдали мне ее, как "нерабочую". Как говорится и выбросить жалко и взять с нее нечего.

Плата Денди, вид сверху до перепайки
Плата Денди, вид сверху до перепайки

 
Плата Денди, вид снизу до перепайки
Плата Денди, вид снизу до перепайки
 

Так же хочу упомянуть и о том, что я совсем не "консольщик". На момент появления у нас "консолей" в начале 90-х я уже наигрался на "Спектрумах" и все больше направлял свой интерес к IBM-совместимым компьютерам. В моей жизни не было ни одной игровой консоли и наверное именно поэтому, данная плата так много лет пролежала среди другого электронного хлама, никак не привлекая к себе внимания.
По сути, лишь случайно оказавшийся в руках картридж, смог вызвать во мне любопытство, в количестве достаточном, что бы не полениться, откопать из хлама эту плату, как бы по-быстрому убедиться, что она полный труп, а потом, с чистой совестью закопать ее обратно уже навсегда. Подключив два провода питания к ЛБП и "пощупав" осциллографом видеовыход, я увидел картину, сильно напоминавшую синхросмесь кадровых и строчных импульсов и некий рельеф видеосигнала поверх этого. Почертыхавшись, что "легкой жизни" мне не светит, я взял компактный телевизор и уже с его помощью принялся выяснять, что я только что наблюдал, видеосигнал или галлюцинацию.
Распаяв наспех видеовыход, я увидел, что плата самым наглым образом дала картинку, правда очень зашумленную какой то рябью и периодически пропадавшую, если не прижимать картридж рукой под нужным углом.

Тестовое включение, прижимаю картридж рукой для лучшего контакта в разъеме
Тестовое включение, прижимаю картридж рукой для лучшего контакта в разъеме

 

Мои надежды на то, чтобы полностью похоронить плату в куче мусора и забыть о ней навеки-вечные, были окончательно разрушены. Игнорировать ее работоспособность уже было просто невозможно. Оставалось непонятным, зачем мне ее отдали "на детали", возможно посчитали нерабочей из-за плохого контакта в слоте картриджа?

Тестовое включение, нужное положение картриджа в слоте найдено
Тестовое включение, нужное положение картриджа в слоте найдено

В этой плате бесило все. И то, что помимо картинки был звук и то, что она была грязнющая, вся в неотмытом флюсе, в пыли и в пятнах от каких-то окислов. Окислы были также на компонентах, внутри разъемов и в переходных отверстиях. Компоненты были распаяны криво, часть их отсутствовала, а часть заменена какими-то непонятными перемычками.
В поисках схемы я нагуглил несколько похожих вариантов, каждый из которых, хоть чем-то, да отличался от от моей платы. Было ясно, что это один из ранних китайских клонов "Фамикома", продававшийся у нас под названием "Денди" и точной его схемы мне было не найти. Это бесило не меньше. Но самым раздражающим фактором было то, что я уже хорошо осознавал, что 100% буду реанимировать эту плату и совершенно не понимал, зачем мне это нужно при моей-то сумасшедшей занятости.
Переспав со всем этим потоком информации, решил, что буду восстанавливать ее потихоньку, не спеша. И раз уж я не могу этого не делать, то хотя бы попытаюсь получить от этого хоть какое-то удовольствие. Начать решил с того, что бы полностью распаять плату и очистить все от окислов и грязи. В демонтаже разъемов и больших микросхем помогал сплав "Розе" и пустотелые иголки нужного диаметра.

Микросхемы и разъемы сняты
Микросхемы и разъемы сняты

Осталась только мелочевка
Осталась только мелочевка

Плата оказалась на удивление качественная, дорожки легко выдерживали нагрев паяльником и даже не думали отслаиваться, паяльная маска держалась похуже, но тоже держалась. Она больше пострадала от окислов, чем от пайки. Мелочевка также легко снялась, образовав небольшую кучку на столе.

Все компоненты демонтированы
Все компоненты демонтированы

Места установки перемычек я записал, решив, что разбираться в их назначении буду потом. Излишки припоя из переходных отверстий убрал с помощью "медной оплетки", а плату протер спиртом.

Большая часть отработанного флюса и грязи убрана спиртом
Большая часть отработанного флюса и грязи убрана спиртом

Плата Денди и демонтированные с нее компоненты
Плата Денди и демонтированные с нее компоненты

Сняв остатки припоя с выводов компонентов, отправил их купаться в изопропиловом спирте, а плату закинул в раствор "Солинса" в УЗ ванне. Слот картриджа так и не отмылся, пришлось полностью разбирать и чистить от следов коррозии и окислов каждый контакт по отдельности, к счастью его конструкция такова, что контактные площадки легко извлекаются и вставляются обратно.

Убран лишний припой с выводов компонентов
Убран лишний припой с выводов компонентов

Отмывка компонентов в изопропиловом спирте
Отмывка компонентов в изопропиловом спирте

Отмывка платы в ультразвуковой ванне
Отмывка платы в ультразвуковой ванне

Можно было просто отмыть плату в УЗ ванне не разбирая, но тогда было бы не удобно отрисовывать схему, которую я уже твердо решил зарисовать. Чего мелочиться? Получать удовольствие, так по полной! Еще одним аргументом в пользу тотальной распайки платы было то, что я хотел поставить микросхемы на панельки, чтобы иметь возможность в будущем использовать плату в качестве проверочной.
Все отмыв и высушив, отсканировал плату и принялся рисовать схему, одновременно с этим осваивая редактор EasyEDA.

Скан платы Денди, вид сверху
Скан платы Денди, вид сверху

Скан платы Денди, вид снизу
Скан платы Денди, вид снизу

Скачать скан платы в хорошем качестве с ЯндексДиск

Скачать скан платы в хорошем качестве с GoogleДиск 

Подробности этого процесса описывать не буду, это отдельная большая тема. Скажу лишь, что это не так сложно, как может показаться. Наверное сказался опыт работы с другими САПРами. В любом случае было приятно, что все идет быстрее и легче, чем ожидал. В схеме сохранил ту нумерацию компонентов, что уже была на плате, а также произвольно занумеровал те компоненты, которые изначально отсутствовали или почему-то не имели позиционных обозначений. Зарисовывая схему по плате и сопоставляя с теми схемами, что нагуглил ранее, смог разобраться, что за перемычки были изначально и какие компоненты ими пытались обойти. Понятное дело, что обратно перемычки я ставить не собирался, поэтому в схеме появилось все то, что плата изначально и должна была иметь "на борту". Также добавил блокировочных конденсаторов на которых сэкономили наши китайские товарищи.

Посмотреть схему платы Денди в EasyEDA

Скачать схему платы Денди в PDF с ЯндексДиск 

Скачать схему платы Денди в PDF с GoogleДиск

Обратная сборка платы была уже совсем простым, привычным и даже приятным занятием. В первую очередь припаял разъем картриджа и панельки под микросхемы. 

Плата Денди с запаянными панельками и слотом картриджа
Плата Денди с запаянными панельками и слотом картриджа

Далее разъем под "пистолетный" джойстик и штыревые гребенки вместо остальных разъемов. В последнюю очередь припаял всю мелочевку по схеме и расставил микросхемы по панелькам.

Плата Денди с запаянной мелочевкой и разъемами
Плата Денди с запаянной мелочевкой и разъемами

Плата Денди с установленными в панельки микросхемами
Плата Денди с установленными в панельки микросхемами

Пересобранная плата никаких "сюрпризов" не преподнесла, она просто сходу заработала, но при этом выглядеть стала нарядней и уже не вызывала никаких негативных эмоций.

Полностью пересобранная плата Денди в работе
Полностью пересобранная плата Денди в работе


Изображение с платы на экране телевизора, крупным планом
Изображение с платы на экране телевизора, крупным планом

Еще несколько слов по схеме. Конденсаторы С5 и С11 не нужно устанавливать, без них все работает хорошо, на найденных в сети схемах, их так же не обнаружилось. На моей плате зачем-то нарисована шелкография под установку этих конденсаторов, поэтому я их и отразил на схеме. Возможно кто-то, когда-то в комментариях даст ответ, зачем они там могли быть нужны и какого номинала они должны быть. Я же пробовал ставить 10нФ и 100нФ, в первом случае джойстики работали нестабильно, периодически пропадала реакция на нажатие кнопок, а во втором случае либо совсем не работали, либо срабатывало как бы залипание кнопки "Вниз" и отсутствие реакции на другие кнопки. Резисторы R4 и R5 лучше поставить как по схеме на 12кОм и 22кОм, в этом случае получается более равномерный уровень звука от обоих каналов. В найденных мною схемах встречался вариант установки обоих резисторов на 12кОм, я пробовал так делать, в результате один из каналов почти полностью заглушает второй. На кнопку "Сброс" пришлось поставить конденсатор С1 номиналом 10мкФ вместо рекомендуемых по схемам 0,47мкФ. При включении питания, начальный "Сброс" стал четким, без зависаний. Возможно будут еще какие-то дополнения по схеме, но их я буду описывать уже не в этой статье.

Панельки DIP-40, 10 шт

Угловая гребенка на 40 штырьков, 10 шт 

Слот для картриджа на 60 контактов

Микросхемы UA6538 и UA6527P 

Самый выгодный Cashback от ведущих интернет-магазинов

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Китайский чип-таймер C005. Уточнение параметра выдержки времени

Самодельные остроконечные щупы для мультиметра